Бюджет области принят в первом чтении. Вся оппозиция – «против»

 29 ноября состоялось очередное, восемнадцатое заседание Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва. Одним из главных рассматривался вопрос «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», а также вопрос «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». С информацией на данные темы выступил руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» В.И. Фролов.

 При обсуждении вопроса об областном бюджете, депутат Фролов уведомил присутствующих, что исходя из параметров прогноза социально-экономического развития области на 2019-2024 годы следует, что в текущем 2018 году показатель Валового регионального продута (ВРП) составит всего 100 с половиной процентов  к уровню 2017 года. Темпы роста ВРП в 2019 году прогнозируются лишь на уровне 100,3 – 100,6% с последующим постепенным ростом в 2024 году до уровня 101,8 – 102% к предыдущему периоду.

 Если вспомнить 2014-2016 годы, когда в экономике области экономический рост был отрицательным (99,1% к предыдущему году), но в прогнозном плане Правительство давало области положительные темпы экономического роста. Однако этого не произошло. Именно за эти три года Правительством области в два раза был увеличен размер государственного внутреннего долга (с 14 млрд. рублей – до 30 млрд. рублей) и обслуживание госдолга тогда составило 2,5 млрд. рублей. Сегодня область  «пожинает плоды» такой недальновидной финансовой и бюджетной политики Правительства и Законодательного Собрания региона. Бюджет на 2019 год сформирован без дефицита в условиях ограничений, введённых Минфином России по снижению государственного внутреннего долга до 2024 года.

Фактически, уже второй год подряд наблюдаются жесткие бюджетные условия: сокращение расходов на социальную сферу, оптимизация бюджетных учреждений, отмена социальных гарантий гражданам и налоговых льгот. И при этом бюджет обеспечивал и обеспечивает исполнение указов Президента РФ о повышении заработной платы врачей, среднего медперсонала, учителей, работников культуры и социального обслуживания населения.

Подготовленный Правительством области проект бюджета решает задачи «удержания» того, что есть, но конечно, не развития региона. Из прогноза нельзя сделать оптимистического вывода о наличии стратегии действий на предстоящий трехлетний период. Оренбургская область по-прежнему является донором по преимущественному направлению собранных налогов и неналоговых платежей в федеральный бюджет (по итогам 9 месяцев текущего года 79% - в федеральный бюджет, 17 % - в областной бюджета и 4 % - в местные бюджеты).

Несмотря на «радужные» оценки исполнения бюджета текущего года (с профицитом в 2,7 млрд. рублей), наблюдается дальнейшая деградация всей социальной сферы. Очевидно, что в проекте бюджета не предпринимается достаточных мер для осуществления «прорыва» хотя бы в одном направлении. Наоборот, ухудшаются условия финансирования агропромышленного комплекса по растениеводству на 295 млн. рублей, по поддержке племенного животноводства – на 102 млн. рублей и по другим направлениям. По сравнению с 2014 годом финансирования сельского хозяйства упало ровно в два раза (с 6 млрд. рублей – до 3).

Особую тревогу в бюджете вызывает состояние финансирования культуры. По данным Счетной палаты недофинансирование фонда оплаты труда работников культуры государственных учреждений составляет 99 млн. рублей. Не выделяются средства на капитальный ремонт 34 сельских домов культуры признаны аварийными и «брошены» в муниципальных образованиях из-за отсутствия средств по исполнению полномочий. Только по утвержденной проектной документации капитального ремонта 14 сельских домов культуры потребность средств, по данным Счетной Палаты области, составляет 304 млн. рублей, а потребность средств на капитальный ремонт четырех государственных учреждений культуры, признанных аварийными и имеющих технические заключения, составляет 114 млн. рублей. И они также остаются «брошенными». А ведь уже два объекта культуры госсобственности по улице Терешковой 17 и 19 в Оренбурге признаны не подлежащими восстановлению.

Возникают вопросы к министру культуры области Е.В. Шевченко, когда в бюджете не запланировано никаких средств на ремонт объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства в областной собственности. На глазах разрушается памятник истории и культуры федерального значения «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955 - 1957 гг. учился первый в мире летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич» (г. Оренбург, ул. Советская, 1). А ведь в 2021 году страна будет отмечать юбилей: 60летие первого полета человека в космос. С чем мы, Оренбургская область, придем к этой дате? Опять с книжкой о Юрии Гагарине, как это было в 2016 году, когда отмечали 55-летие его полета в Космос… Министерство культуры не закладывает расходы на ремонт объектов культурного наследия. Из принятых 12 национальных программ и 69 федеральных проектов, наша область участвует лишь в восьми (по предмету первого чтения).

По-прежнему должностные лица Правительства области допускают нарушения законов, что становится предметом критики и замечаний Счетной Палаты области, не представляют необходимой и полной информации по обращениям депутатов и даже аудиторов Счетной Палаты.

Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» внесла предложение об исполнении решений судов Оренбургской области в отношении предоставления жилья отдельным категориям граждан (61 решение областного суда за 2014-2016 годы). Если законом определены 12 льготных категорий граждан, то их право на социальное жилье должно соблюдаться. Ведь их количество уже достигло более 1700 человек из числа отдельных категорий граждан, и люди вынуждены идти в суды и отстаивать там свое законное право. Однако эти решения судов годами не исполняются, и должностные лица Правительства области всегда дают один и тот же ответ: в бюджете нет денег на строительство социального жилья для отдельных категорий граждан.

  По вопросу о бюджете Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы значительно улучшено финансирование программы государственных гарантий бесплатного представления медицинской помощи вследствие увеличения норматива обеспечения программы обязательного медицинского страхования (с 10813 рублей – до 11800 руб.) на застрахованного: рост на 9% или на 987 рублей. Вместе с тем, страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения (1 млн. 238 тыс. 754 человека) на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрен без увеличения относительно 2019 года, тогда как с учётом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг  он должен составлять в 2020 году – 10,4 млрд. рублей, а в 2021 году – 10,8 млрд. рублей. Об этом делает заключение Счётная Палата Оренбургской области. Отсюда следует, что объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные законом о бюджете территориального Фонда обязательного медицинского страхования, на плановый период занижен: на 2020 год – на 385 млн. рублей и на 2021 год – на 797 млн. рублей.

Существенным вопросом является и численность застрахованного населения на 1 января 2019 года, которая установлена более 2 млн. человек для расчета параметров бюджета. Вместе с тем по данным Оренбургстата на 1 января 2018 года численность населения составила 1 млн. 977 тыс. 720 человек, а по данным Фонда была установлена численность – 2 млн. 068 тыс. 084 человека или с разницей 90 тысяч человек!

Главной проблемой оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в стационарных и амбулаторно-поликлинических отделениях больниц, является большой дефицит врачей-специалистов и врачей общей практики в районных и городских лечебно-профилактических учреждениях, высокая текучка кадров в сельских районных больницах. Вот, пример системы организации оказания медицинской помощи в Тюльганской районной больнице, проблемные вопросы взаимоотношения с Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области и страховыми компаниями. Выяснилось, что в лечебном учреждении отсутствуют шесть врачей-специалистов и четыре врача-терапевта и общей практики. Из 52 имеющихся врачей 39 являются совместителями. При коечном фонде 80 койко-мест, имеется лишь 3 койки реанимации. Из 68 рожениц, стоящих на учете в женской консультации, в родильном отделении принимают роды только у 34. И как следствие – отсутствие родовых сертификатов и практики врачей и фельдшеров-акушеров. Половину рожениц везут в областной центр.

 Основной проблемой для финансирования районной больницы является деятельность страховых компаний, отказывающих в подтверждении страховых случаев и койко-дней больных стационара, а также наложении штрафов на деятельность лечебного учреждения. Так, только одной страховой компанией наложено штрафов в размере 122 тысячи рублей по 14 историям болезней жителей района.

Оклад начинающего врача составляет по штатному расписанию 14 300 рублей, и в условиях исполнения Указа Президента России «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» необходимое доведение к концу 2018 года заработной платы врача – до 200% среднего размера оплаты труда работников бюджетной сферы представляется крайне затруднительным при действующей системе организации здравоохранения в области и взаимодействии лечебно-профилактических учреждений со страховыми компаниями и Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области. Проблемой лечебного учреждения является признание страховой компанией случаев нецелевой госпитализации больных граждан и детей, особенно в переходные времена года (весна, осень). Например, случаи помещения в стационар граждан с признаками воспаления легких (пневмония), после их выздоровления страховые компании по каким-то причинам признают не страховыми случаями. Получается, что больные могут оказаться без госпитализации и перенести опасную форму болезни «на ногах». И таких «нецелевых» госпитализаций по признакам пневмонии признано 44 со стороны страховых компаний.

В этом должны разбираться специалисты Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области и минздрава области. Можно считать крайне неоднозначным размер финансирования Фондом обязательного медицинского страхования лечебных учреждений на питание больных в сутки, которое сегодня составляет – 91 рубль! Это – меньше, чем в закрытых исправительно-трудовых учреждениях, а ведь больному человеку требуется улучшенное питание, витамины. Можно ли обеспечить здоровое питание больных в круглосуточном стационаре при таком финансировании? Видимо, сделать это – невозможно.

 В больнице отсутствуют кардиологические, неврологические, инфекционные отделения, в связи с проведенной «оптимизацией» системы здравоохранения области. Теперь срочных больных с инфарктом миокарда, инсультом везут в Межрайонный кардиологический центр Октябрьского района (село Октябрьское), расположенный в 70 км. от поселка Тюльган. Можно ли в таких условиях оказать срочную медицинскую помощь в отсутствие врача-кардиолога и необходимого медицинского оборудования? Ответ очевиден.

Жители области в сельских районах и городах, и даже областном центре, заявляют о «недельных», а иногда и многомесячных очередях по записям для осмотра у врачей-специалистов, сдачи анализов. Причем, даже в городе Оренбурге по пять и более лет отсутствуют участковые врачи на одном и том же участке, как это сегодня происходит на участке №41 поликлиники №5 ГАУЗ «ГКБ № 6» города Оренбурга. И такой случай не является единичным. Жалобы оренбуржцев давно известны в минздраве, но должных мер не предпринимается  годами!

Самое страшное в страховой медицине - это, что врачи не столько нацелены на оказание необходимой медицинской помощи, сколько на «зарабатывание» денег на больных. Причем, часто это выражается в увеличении случаев операционного вмешательства (операций), которые «стоят» значительно больше, чем терапия и лечение в стационаре. Такая медицина ведёт в «тупик» и к самодеградации.

Позиция фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» по проекту закона о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования выражается в одном выводе: в условиях ухудшения доступности и качества медицинской помощи на сельских территориях, непринятия мер по исключению дефицита врачей и среднего медицинского персонала в сельских ФАПах, необеспечения полного исполнения территориальной программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи в районах области, фракция считает невозможным поддержать проект закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и выступает за его отклонение.

 

Пресс-служба фракции

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

в Законодательном Собрании

Оренбургской области

система комментирования CACKLE