Экологическая и природоохранная обстановка в Оренбургской области

не улучшается за последние пять лет

 17 октября на очередном заседании Законодательного Собрания Оренбургской области был рассмотрен вопрос «Информация о деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области», с которой выступила руководитель Управления Росприроднадзора по Оренбургской области М.А. Коваль. При обсуждении представленной информации выступил руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» В.И. Фролов, который внес свои замечания и обратил внимание на ухудшение состояния природоохранной деятельности в регионе.

Из отчета руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области следует, что в связи с введением с 01.01.2016 года постановления Правительства РФ были снижены повышающие коэффициенты для расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, платы за сбросы загрязняющих веществ в водоемы, платы за размещение отходов производства и потребления, выбросы от сжигания попутного газа на факельных установках. Так, для нашей области эти коэффициенты теперь составили 2,0 – за выбросы в атмосферный воздух по области, а за выбросы в атмосферный воздух в черте города – 1,2. Кроме этого, Правительством РФ с 2016 года был сокращен перечень загрязняющих веществ, а, следовательно, и установление платежей по ним (сажа, оксид железа и т.п.). По данным Счетной Палаты области в 2018 году плата за негативное воздействия на окружающую среду снизится в 3 с половиной раза по сравнению с прошлым годом и будет в 5 раз ниже, чем в 2016 году.

В тоже время количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и в воздушные объекты не уменьшается, а в связи с отсутствием штрафов к должностным лицам за несанкционированные выбросы, поощряется их бездействие за нанесение вреда не только атмосферному воздуху, но и земле. За последние 5 лет основная доля выбросов приходится на оксид углерода и диоксид серы, объёмы выбросов которых с каждым годом не уменьшаются.

 Кроме этого следует, что практически все сточные воды, прошедшие очистку, отнесены к категории недостаточно очищенных. Идет необратимый процесс уничтожения речных ресурсов области. Из информации следует, что в целях соблюдения природоохранного законодательства необходимо на государственном уровне закрепить требования о запрещении сбросов сточных вод на водосборные площади и рельеф местности.

 Примеров нарушений природоохранного законодательства со стороны, например, нефтяных компаний зафиксировано предостаточно. Так, в Ташлинском районе ООО «Сладково-Заречное» (села Луговое, Болдырево, Иртек, Бородинск, Трудовое), в Бузулукском районе ООО «Директ Нефть» (села Преображенка, Троицкое), в Оренбургском районе ОАО «Газпромнефть» (села Паника, Бердянка) и другие.

 Результатом такой «хищнической» добычи нефти является неконтролируемый сброс в воздух попутного газа, уничтожение земли и, как следствие, рост онкозаболеваний среди населения. По данным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Минтруда России в 2017 году основная причина инвалидности по обращаемости взрослого населения – это онкозаболевания. В нашей области на первое место (в 30% случаев) вышла обнаруженная впервые инвалидность у взрослого населения по основанию «злокачественные новообразования» и только на втором месте – болезни системы кровообращения (28% случаев). Такое чрезвычайное положение с впервые выявленной инвалидностью по онкозаболеваниям у граждан говорит само за себя.

 Из этого можно сделать вывод, что в Оренбургский области устойчиво наблюдается ухудшение состояния природоохранной деятельности со стороны органов государственной власти, управления Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры. Люди обращаются в муниципальные органы власти и ищут защиту от подобного варварского отношения нефтяных и газодобывающих компаний, особенно пришедших на нашу землю с «долларами в глазах», не желающих исполнять законы об окружающей среде и благоприятной среде проживания населения. Депутаты Государственной Думы РФ, избранные от Оренбургский области, мало что делают для исправления федерального законодательства и повышения безопасности здоровья и жизни граждан. Ведь Оренбургская область уже стала регрессивным регионом страны, в первую очередь, из-за высокой смертности населения (депопуляции) и оттока граждан, особенно молодёжи в другие регионы России. Только за 2017 год население области сократилось на 12 144 человек.

Также из информации следует что управление Росприроднадзора не может влиять на выводы государственной экологической экспертизы в отношении промышленной добычи нефти на части Гремячевского, Воронцовского и Могутовского месторождений нефти, находящихся на территории ФГУП «Национальный парк «Бузулукский бор». Однако на вопрос о наличии государственной экологической экспертизы и последствиях для особо ценных природных лесных, водных ресурсов, а также флоры и фауны, дается ответ, что «на сегодняшний день природоохранным законодательством РФ не урегулирован вопрос проведения экологической экспертизы проектной документации о возможности промышленной добычи нефти, строительстве и реконструкции объектов на земельных участках, выведенных из состава земель национального парка «Бузулукский бор», но окруженными землями и охранными зонами особо охраняемых природных территорий».

Тем самым, управление Росприроднадзора области не дает ясного ответа о последствиях начала промышленной добычи нефти в особо охраняемой природной территории ФГУП «Национальный парк «Бузулукский бор».

Если вернуться и посмотреть рекомендации депутатских слушаний, проведенных в 2008 году (десять лет назад) на тему «Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области и перспективы совершенствования системы мониторинга и контроля его качества», то можно сделать общий вывод о результатах деятельности контролирующих органов, Правительства и Законодательного Собрания области: в 2010-2011 годах состоялось уничтожение Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области, как органа исполнительной власти Правительства области. Имеет место отсутствие формирования базы данных, так называемых «отпечатков предприятий» и ведения их реестра, неисполнение отказа нефтяными компаниями от автобойлерной перевозки нефти и попутного газа и строительства нефтепроводов, переработка попутного нефтяного газа и его последующая передача в газопроводы. Все эти положения рекомендаций  остались на бумаге до сегодняшнего дня. И в этом виновны в том числе и депутаты Законодательного Собрания области, так как контроль за деятельностью органов исполнительной власти Правительства области не осуществляется, умышленно урезаны права и полномочия всех представительных органов власти в муниципальных образованиях области.

В экологическом рейтинге регионов России по итогам девяти месяцев текущего года, составленном общественной организацией «Зеленый патруль», по итогам исследования Оренбургская область снова оказалась в «красной зоне», среди десяти самых «грязных» регионов страны, заняв 76 место рейтинга. После нас находятся Красноярский край, Челябинская, Свердловская области. Причем по их расчетам, природоохранный индекс Оренбургской области составил 28/72, а свободный экологический индекс всего – 43/57. Для сравнения: у самого «чистого» региона они составили соответственно: 70/30 и 69/31.

По итогам обсуждения данного вопроса, депутат Фролов предложил областным парламентариям отклонить информацию руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области в связи с рядом имеющихся показателей, ухудшающих среду обитания, и нарушений природоохранного законодательства на территории области, снижением экологической безопасности проживания граждан и детей в регионе, увеличением инвалидности по онкологическим заболеваниям и безразличной  позицией Росприроднадзора к защите интересов граждан и их конституционных прав на благоприятную среду обитания.

  

Пресс-служба фракции

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

в Законодательном Собрании

Оренбургской области

система комментирования CACKLE