Решение

по итогам заседания «круглого стола» на тему «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в Оренбургской области»

 

 20 февраля 2015 года фракция «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Оренбургской области провела заседание «круглого стола» на тему «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в Оренбургской области».

Из выступлений участников заседания «круглого стола» следует, что в сегодняшних условиях для полноценного продовольственного импортозамещения нужно увеличить государственную поддержку агропромышленного комплекса России в целом и, в частности, нашей области, стимулировать конкуренцию в производстве и сбыте отечественного продовольствия. Россия за 2014 год сократила импорт свежего и замороженного мяса, рыбы, молочных изделий и продуктов птицеводства в среднем на 40%. Однако, доля отечественной продукции на внутреннем рынке за август 2014 года – январь 2015 года  возросла только на 5 – 12%. Это связано с удорожанием многих видов российского сельскохозяйственного сырья в конце 2014 года и ростом закупок во «внесанкционных» странах.  Большинство торговых сетей в России, по данным председателя Союза потребителей России Петра Шелища, меняют поставщиков с одних стран на другие. Поскольку в течение ряда лет обширный продовольственный российский рынок как минимум на 40% заполнялся импортом, и побыстрее занять выпадающую здесь нишу хотят, как и прежде, многие страны и их компании. Эта оценка подтвердилась и на международной выставке ПРОДЭКСПО-2015, прошедшей в Москве. Количество компаний-участниц из «внесанкционных» стран дальнего зарубежья было почти вдвое больше их числа из тех же стран, что на прошлогоднем форуме. На форуме ПРОДЭКСПО-2015 отмечалось, что объемы сельхозимпорта России из «внесанкционного» дальнего зарубежья за октябрь 2014 года – январь 2015 года возросли почти вдвое.

Ценовой рост связан и с тем, что Россия по уровню совокупной государственной поддержки агропромышленного комплекса (прямой и косвенной) продолжает отставать от многих развитых и развивающихся стран. Эта поддержка в России в расчете на условную единицу сельхозплощадей как минимум в 7 раз ниже, чем в регионе ЕС и почти в 9 раз ниже, чем в КНР. К тому же, один грант в сфере растениеводства приходится на 5 заявителей, а в животноводстве только на 10. Причем, по данным главы АККОР Владимира Плотникова, в программе госассигнований в сфере агропромышленного комплекса на 2015 год не предусмотрены средства на поддержку начинающих фермеров; нет ясности с субсидиями и по другим подпрограммам. Это может негативно повлиять на развитие конкурентной среды в агропромышленном комплексе и, соответственно, на продовольственные цены.

Под урожай 2015 года на территории Оренбургской области озимых посеяно 439,3 тыс. га (55% от плана), что на 221,0 тыс. га ниже уровня 2014 года. Посеять озимые в полном объеме не позволил недостаток продуктивной влаги в почве (норма продуктивности влаги в пахотном слое 20 мм, в среднем по области было 5 мм). Состояние озимых следующее: в хорошем состоянии – 17% посевов (78,3 тыс. га), в удовлетворительном состоянии – 53% (229,0 тыс. га) и в плохом состоянии – 30% (132,0 тыс. га) – потребуют пересева. Под урожай 2015 года вспахано черных паров и зяби на площади 1398,7 тыс. га. Засыпано семян яровых зерновых и зернобобовых культур по состоянию на 25 февраля  – 313,8 тыс. тонн (91% от потребности, 344,1 тыс. тонн). Недостаток семян яровых зерновых, включая кукурузу на зерно и корм, с учетом пересева озимых зерновых культур и проведения сортосмены и сортообновления составляет 63,2 тыс. тонн.  Для приобретения недостающего количества семян яровых зерновых необходимо около 1246,4 млн. рублей.

В семеноводческих хозяйствах области имеется свыше 30,0 тыс. тонн семян элиты, 1 и 2 репродукции, часть семян будет завезена из других областей: Самарской, Саратовской, Челябинской, из Татарии и Республики Башкортостан.

К началу весенне-полевых работ предстоит приобрести 16,1 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе. По состоянию на 25 февраля 2015 года приобретено всего 1005,1  тонн в (6% от плана).
Уровень цен на минеральные удобрения для поставок сельхозтоваропроизводителям за два года увеличился в 1,5 раза, и на сегодняшний день цена, например, за тонну аммиачной селитры варьируется от 12744 до 18500 рублей.

Сегодня ясно, что сельскохозяйственная техника к весенне-полевым работам не готова. По состоянию на 15.02.2015 из 17574 тракторов, имеющихся у сельскохозяйственных товаропроизводителей области всех категорий, исправных пока 14923 шт., что составляет 84,9% от наличия (на 15.02.2014 – 83,3%), из 16448 сеялок – 13165 шт., 80,0% (77,8%), из 7528 культиваторов – 6411 шт., 85,2% (81,2%). На 01.02.2015 приобретено всего 47 тракторов (7,7% от плана),  8 зерноуборочных комбайнов (2,6%) и 2 кормоуборочных комбайна (4,8%).

Потребность сельхозтоваропроизводителей области в горюче-смазочных материалах на проведение весенне-полевых работ в 2015 году составляет 60,84 тыс. тонн дизельного топлива, 5,72 тыс. тонн бензина и 4,53 тыс. тонн масел.
По состоянию на 15.02.2015 в хозяйствах области в наличии имелось 14,51 тыс. тонн дизельного топлива и 0,82 тыс. тонн бензина.
Запасы ГСМ выше показателей 2014 года по дизельному топливу на 6,62 тыс. тонн, или на 83,9%, по бензину ниже на 77 тонн, или на 8,6%. 

В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013 – 2020 годы предусмотрено хозяйствами всех категорий в 2014 году довести производство скота и птицы на убой до 226,8 тыс. тонн, молока до 857,6 тыс. тонн. За истекший 2014 год произведено скота и птицы на убой в живом весе 234,8 тыс. тонн, что составляет 109,1% к уровню 2013 года. В целом по области произведено молока 811,1 тыс. тонн (99,5% к уровню 2013 года). За январь средний надой молока на одну корову по области составил 230 кг (93,9%), яйценоскость кур-несушек 27 штук (100%).

На 01.01.2015 численность крупного рогатого скота составила 622,8 тыс. голов (96,5 % к уровню 2014 года), в том числе коров – 271,1 тысячи (95,5%).  Численность свиней достигла 292,1 тыс. голов (104,4 %), овец и коз 319,1 тысячи (101,0%). Если в 90-х годах основное поголовье сельскохозяйственных животных было сосредоточено в сельскохозяйственных предприятиях, то в настоящее время значительно возросла доля хозяйств населения. Так в личных подсобных хозяйствах насчитывается: 296,6 тыс. голов крупного рогатого скота – 47,6% от общего поголовья, в том числе 145,9 тыс. коров (53,8%), поголовье свиней – 105,9 тыс. голов (36,3%), овец и коз 216,0 тыс. голов (67,7%), маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях и  КФХ на конец года составило 74,2 тыс. голов (101,4% к уровню 2013 года).

Потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в финансовых средствах в 2015 году составляет 7 549 млн. рублей, на 1951 млн. рублей имеются  в наличии материально-технические средства. В настоящее время требуется приобрести: горюче-смазочных материалов – на 1685 млн. руб.; семян – на 1246 млн. руб.; минеральных удобрений – на 638 млн. руб.; средств защиты растений – на 664 млн. руб.; запчастей и ремонт техники – на 504 млн. руб.; новой техники – на 861 млн. руб. На покрытие потребности будет направлено: 3456 млн. рублей – собственные средства товаропроизводителей, имеющиеся в наличии и полученные от реализации с/х продукции (зерна, молока, мяса); 1153 млн. рублей – субсидии по несвязанной поддержке из областного и федерального бюджетов; 608,5 млн. рублей – предполагаемый объем средств федерального бюджета на компенсацию ущерба от засухи 2014 года. Всего возможных и планируемых источников покрытия потребности в средствах на проведение весенне полевых работ может составить 5218 млн. рублей. Недостаток средств в сумме 2,3 млрд. рублей необходимо получить в виде кредитных ресурсов банков или заемных средств. Однако сложное финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей затрудняет возможность части из них воспользоваться предлагаемыми кредитами.

В рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» осуществляется грантовая поддержка начинающих фермеров и  семейных животноводческих ферм на базе КФХ. Всего в 2012 –2014 годах на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм было выделено 340,5 млн. рублей (в том числе в 2014 году – 147,7 млн. рублей:  78,1 млн. рублей – начинающим фермерам и 69,6 млн. рублей – на развитие семейных животноводческих ферм). Возмещение затрат  крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность, используемых ими земельных участков из земель сельхозназначения  на  сумму  379,6 тыс. рублей, в том числе областные – 212,0 тыс. руб., федеральные – 167,7 тыс. руб.,  11 глав КФХ получили данную поддержку и оформлено земельных участков в собственность на площади 4,8 тыс. га (целевой индикатор – 6 тыс. га). Всего за три года получили поддержку года 146 фермеров (в том числе в 2014 г. – 65 фермеров), 118 из которых – начинающие фермеры. На 2015 год планируется оказать поддержку на 149 млн. рублей. Всего до  2020 года с помощью грантов планируется поддержать 443 начинающих фермера, построить и реконструировать 55 семейных животноводческих ферм.

К сожалению, имеются случаи банкротства сельскохозяйственных организаций, причем некоторые из них имеют признаки умышленного банкротства. Это относится к ООО «Тимашевское» Сакмарского района, ОАО  «Добринка» Александровского района. Нужно отметить, что подобные случаи банкротств происходят «на глазах» глав районов и их администраций. А ведь им, как правило, оказывалась государственная или муниципальная поддержка развития сельскохозяйственного производства. В то же время из 6000 фермеров – глав крестьянских (фермерских) хозяйств за 2012-2014 годы был оказано грантовой поддержки всего 146 фермерам (2,4%).

Таким образом, участники заседания «круглого стола», заслушав доклады, содоклады, выступления, обсудив и проанализировав тему заседания «круглого стола», решили рекомендовать:

 

I. Правительству Оренбургской области:

 - создать гарантийный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств Оренбургской области с целью поддержки сельских товаро-производителей, работающих в малом бизнесе на сельской территории;

- разработать действенный организационно-правовой механизм обеспечения надежного  сельскохозяйственного страхования  для  массового привлечения  сельхозпроизводителей области к применению этой наиболее эффективной и перспективной  меры  снижения  рисков;

- обеспечить  контроль в сфере перепродажи активов средних и крупных сельхозпредприятий, контроль за осуществлением  различных инвестиционных сельскохозяйственных проектов с целью  исключения сомнительных сделок, ведущих к ухудшению социально-экономического положения  сельских территорий;

- предусмотреть увеличение в два раза финансирование несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей в 2015 году и довести ее до 1000 рублей на 1 гектар обрабатываемых площадей;

- рассчитать объем финансирования дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей  области и выйти с соответствующим предложением на Правительство Российской Федерации;

- добиться реструктуризации краткосрочных и долгосрочных кредитов для крестьянских (фермерских) хозяйств, срок погашения которых приходится на текущий год;

- оказывать помощь в пролангации кредитов в 2015 году и предоставить «кредитные каникулы» сельским товаропроизводителям области малых форм хозяйствования;

- изменить схему субсидирования сельскохозяйственных кредитов с целью исключения выдачи компенсаций за пониженные процентные ставки по кредитам и решить вопрос о прямом понижении ставок по кредитам уполномоченными банками под 5 – 9% годовых;

- организовать поддержку в сбыте сельскохозяйственной продукции по приемлемым ценам путем проведения государственных закупок в областной продовольственный фонд;

- организовать систему продовольственного заказа по видам сельскохозяйственной продукции (рожь, пшеница, ячмень и т.д.) для бюджетных организаций;

- организовать сельскую кооперацию (закупку и переработку молока, мяса и т.д.) и  установить минимальные закупочные цены;

- осуществлять контроль за ввозом импортной сельскохозяйственной продукции на территорию Оренбургской области (организовать ее прозрачность).

 

II. Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области:

 - рекомендовать создать отраслевую подпрограмму по формам развития и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Оренбургской области;

- произвести мониторинг пострадавших граждан из числа глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств в части не учета трудового стажа работы в хозяйстве для начисления страхового пенсионного стажа;

- пересмотреть условия предоставления грантов на конкурсной основе и  с этой целью внести изменения в постановления Правительства Оренбургской области от 3 октября 2012 года № 857-п «О предоставлении из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм» и от 3 октября 2012 года «О предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских хозяйств) и единовременной помощи на бытовое обустройство  начинающих фермеров» с целью охвата как начинающих, так и успешных фермерских хозяйств;

- создать высокоэффективную систему консультирования по правовым вопросам членам крестьянских (фермерских) хозяйств на местном уровне со стороны глав администраций муниципальных образований районов и городских округов;

- открывать и развивать областные бесплатные консультационные центры по вопросам, касающимся развития и поддержки сельхозтоваропроизводителей;

- создать областные семеноводческие и селекционные центры, племенные и репродукционные центры в западной, центральной и восточной зонах области;

- организовать государственную поддержку первичной базы семеноводства, племеноводства в области;

- на основе систематизации научных данных по природно-климатическим зонам региона создать  внутри области унифицированные зональные системы ведения сельского хозяйства, включающие в себя полный и подробный пакет пошаговой информации для крестьянских (фермерских) хозяйств по вопросам выбора направления деятельности, технологии, набора сельскохозяйственной техники, механизмов финансирования,  инструкций по   ведению документации;

- подбирать кадры и повышать уровень их квалификации ежегодно, внедрить на территории области подпрограмму о закреплении молодых специалистов сельского хозяйства на селе: введение денежных выплат на обустройство, строительство жилья и т.д.

 

III. Законодательному Собранию Оренбургской области:

 - организовать работу по законодательному урегулированию проблем пенсионного обеспечения для членов крестьянских (фермерских) хозяйств и подготовить законодательную инициативу по данной теме;

- рекомендовать комитету Законодательного Собрания Оренбургской области по аграрно-промышленному комплексу рассмотреть вопрос «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в Оренбургской области» в 2015 году и направить решение в комитеты и фракции Законодательного Собрания области.

система комментирования CACKLE