Решение

по итогам заседания «круглого стола» на тему «О проблемах финансового обеспечения образовательного процесса в муниципальных малокомплектных образовательных организациях сельских территорий Оренбургской области»

 

26 марта 2015 года состоялось заседание «круглого стола» на тему «О проблемах финансового обеспечения образовательного процесса в муниципальных малокомплектных образовательных организациях сельских территорий Оренбургской области».

Данный вопрос неоднократно ставился депутатами фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании области. Особенно актуальным он стал в период рассмотрения проекта областного бюджета на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Депутаты фракции рассмотрели вопросы финансирования малокомплектных школ в сельских территориях.  По статистике в 2013 году количество муниципальных образовательных организаций сократилось на 40, в 2014 году было ликвидировано 16 образовательных организаций, в том числе 7 сельских малокомплектных школ. При этом общее число образовательных организаций в области сократилось до 928, из них число малокомплектных школ сократилось до 355. Если взять динамику ежегодной ликвидации малокомплектных школ, особенно в сельской местности за последние 10 лет, то их число уже уменьшилось на 43,7% (на 01.01.2015 общее число образовательных организаций в области составило 1 647 школ).

Согласно требованиям пункта 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

В соответствии с пунктом 27 статьи 5 Закона Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» к полномочиям Правительства области в сфере образования относится требование об установлении критериев отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Однако с момента вступления в силу указанных федерального и областного законов в сфере образования органы государственной власти Оренбургской области так ничего и не сделали для реализации своих полномочий в вопросе дополнительного финансирования малокомплектных школ в сельских территориях Оренбургской области.

Если обратиться к опыту соседних регионов, то, к примеру, постановлением Правительства Самарской области от 29.09.2006 № 126 «О сельских малокомплектных учреждениях, расположенных на территории Самарской области, и приравненных к таковым» утверждена Методика расчета средств областного бюджета на дополнительное финансирование оплаты труда работников сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Самарской области, и приравненных к таковым. Данным постановлением утвержден перечень сельских малокомплектных организаций, в который включены 268 сельских школ, из них 106 филиалов. На дополнительное финансирование малокомплектных сельских школ из бюджета ежегодно выделяется более 700 млн. рублей, что позволило стабилизировать ситуацию по сохранению в сельских населенных пунктах начальных, основных и средних общеобразовательных школ.

 К сожалению, этот опыт не стал предметом изучения должностными лицами министерства образования Оренбургской области.

Приказом министерства финансов  Оренбургской области от 8 сентября 2014 года № 119а утверждена Методика формирования областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов с сокращением ранее действовавшего норматива финансового обеспечения в расчете на одного обучающегося в сельских поселениях с численностью населения до 500 человек               (с 78 065, 6 рубля в 2013 году) до среднего норматива основной школы для сельских поселений (56 195, 3 рубля – в 2014 году и 59 910 рублей – в 2015 году). Снижение подушевого финансирования малокомплектных школ в сельских территориях из-за введения трех ступеней классов (1-4, 5-9 и 10-11 классы) приведет к дальнейшей ликвидации образовательных организаций.

Для того чтобы создать более полную картину о состоянии малокомплектных школ и других субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, например, Республики Мордовия и Республики Башкортостан.

В Республике Мордовия на сегодня действуют 393 школы, из которых 60% являются малокомплектными. В качестве положительной тенденции необходимо отметить то обстоятельство, что количество учеников в последнее время растет.

На примере оптимизации системы образования Республики Башкортостан видно, что и здесь происходит массовое закрытие сельских школ. Сокращение «неэффективных» расходов в системе образования привело к возникновению сразу нескольких крупных проблем в сельской местности. В Министерстве образования Республики заявляют, что оптимизация дает возможность повышать зарплаты учителям, а для перевозки детей в школы соседних сел выделяются комфортабельные автобусы. Однако из самих деревень поступает совсем другая информация: учителя остаются без работы, а родители волнуются за безопасность своих детей.

По данным Министерства образования Республики Башкортостан, с 2008 по 2012 годы число школ в Республике сократилось на 20,5% – с 3 013 до 2 399. За последний год закрылось еще 147. Основной удар, как признают в Минобразования, принимают на себя именно сельские школы. Чиновники заявляют, что они экономически неэффективны для государства: финансирование идет по числу учеников, а в одной сельской школе порой учатся всего 10-15 детей. При этом школа должна оплачивать коммунальные расходы, платить зарплату учителям и техническому персоналу. Кроме того, периодически надо закупать новые учебники, компьютеры, спортивный инвентарь, столовые принадлежности, делать ремонт в классах. Расходы на содержание одной такой школы в разы превышают ее доходы. А учителя вместе с тем постоянно жалуются на низкую оплату труда.

Таким образом, согласно статьи 43 Конституции Российской Федерации  каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, участники заседания «круглого стола», заслушав доклады, содоклады, выступления, обсудив и проанализировав их, решили рекомендовать:

 I. Правительству Оренбургской области:

 ­– разработать и утвердить методику расчета средств областного бюджета на дополнительное финансирование оплаты труда педагогических работников сельских малокомплектных образовательных организаций Оренбургской области.

II . Министерству образования Оренбургской области:

– утвердить перечень сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Оренбургской области, и приравненных к таковым, опубликовать его на официальном сайте министерства;

– предусмотреть целевую многопрофильную программу подготовки педагогических кадров для сельских малокомплектных школ Оренбургской области с целью дополнительной подготовки педагогов для проведения учебного процесса.

 III. Министерству финансов Оренбургской области:

– предусмотреть расходы на дополнительное, вненормативное финансирование оплаты труда педагогических работников сельских малокомплектных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Оренбургской области, и приравненных к таковым при формировании проекта областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов вне зависимости от наполняемости классов.

IV. Прокуратуре Оренбургской области:

– рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности министра образования Оренбургской области Лабузова В.А. за не исполнение требований федерального и областного законодательства о функционировании малокомплектных школ в сельской местности;

– ужесточить контроль за проведением государственных закупок в образовательных организациях Оренбургской области и привлечь к ответственности должностных лиц администрации Пономаревского района за фальсификацию расходов на капитальный ремонт образовательных организаций.

V. Законодательному Собранию Оренбургской области:

 – подготовить законодательный акт по дополнительному финансовому обеспечению образовательного процесса в муниципальных малокомплектных образовательных организациях сельских территорий Оренбургской области в срок до 1 июня 2015 года;

– комитету Законодательного Собрания Оренбургской области по образованию, науке, культуре и спорту рассмотреть вопрос «О проблемах финансового обеспечения образовательного процесса в муниципальных малокомплектных образовательных организациях сельских территорий Оренбургской области» в 2015 году и направить решение в комитеты и фракции Законодательного Собрания области.

система комментирования CACKLE