«Оптимизация» - деградация системы здравоохранения

 

26 января состоялось внеочередное заседание Законодательного Собрания области. В повестке дня значилось два вопроса:

1.  «Информация министерства здравоохранения «О программе модернизации первичного звена здравоохранения в 2021-2024 годах»;

2. о проекте закона Оренбургской области «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области».

Первый вопрос, который в прошлом году переносился с марта – по октябрь, и по которому лишали слова руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ В.И. Фролова (26 ноября и 17 декабря 2020 года), теперь вынесен на внеочередное заседание областного парламента. Причин этому несколько. Но главная заключается в том, что жители области повсеместно высказывают отрицательное отношение к новой реформе «оптимизации» системы здравоохранения, начатой Правительством и министром здравоохранения области Т.Л. Савиновой. Жителей уверяют, что сокращения коснутся только управленческого звена 9 районных и 13 городских больниц на первом этапе реформы. Сколько будет этих «этапов» не знают сегодня и в самом министерстве. Каждая фракция парламента внесла по 3 вопроса в адрес министра здравоохранения Т.Л. Савиновой для ответа в ходе ее выступления.

В процессе обсуждения информации министра Т.Л. Савиновой выступил руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» В.И. Фролов, который отверг предлагаемую новую реформу «оптимизации» и выразил недоверие Губернатору области Д.В. Паслеру и министру здравоохранения Т.Л. Савиновой по поводу неудовлетворительного состояния оказания медицинской помощи населению области, особенно в сельских территориях.

         «Вопрос № 1 Об информации министерства здравоохранения Оренбургской области «О программе модернизации первичного звена здравоохранения в 2021–2024 годах»

 

18 сентября 2020 года в Законодательном Собрании области состоялась встреча министра здравоохранения области Т.Л. Савиновой с руководителями фракций, на которой была озвучена концепция новой реформы модернизации и оптимизации системы государственного здравоохранения в области. Понятно, что эта новая реформа проводится в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и постановлением Правительства Оренбургской области от 11.12.2020 № 1079-п «Об утверждении региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области».

Как и в 2012 году Правительство Российской Федерации и Оренбургской области намерено опять объединять, укрупнять и оптимизировать лечебно–профилактические учреждения в городах и на сельской территории. Предлагают поддержать новую реформу дальнейшей деградации системы здравоохранения. Реформа коснется пятидесяти одного медицинского учреждения. Из 25 больниц, имеющих юридический статус, останется 11.

Министр здравоохранения области Т. Л. Савинова не устает повторять о том, что это объединение коснется только управленческого звена и не повлечет сокращения койко-мест лечебных отделений, оптимизации кадров врачей, среднего медицинского персонала, бригад скорой медицинской помощи, поликлиник и т.п. Они говорят, что эти нововведения улучшат доступность, качество и своевременность оказания жителям медицинской помощи. Другими словами, депутаты должны вновь поверить чиновникам от здравоохранения и поддержать их сегодня, невзирая на мнение избирателей.

Десять лет назад большинство депутатов, в основном от фракции «Единая Россия», согласилось с предыдущей реформой и поддержало «благие намерения» Правительства Ю.А. Берга и министра здравоохранения Т.Н. Семивеличенко, в результате которых «людям» выстлана «дорога на погост». Результат очевиден и печален: полный развал первичной медико–санитарной помощи населению, особенно в сельских территориях, где были закрыты 69 участковых больниц, 104 сельских ФАПа, десятки лечебных отделений, тысячи койко-мест в стационарах больниц (было 19 тысяч, осталось 11,5 тысяч койко-мест), сокращены сотни ставок врачей, медсестёр, санитарок. Реформа принесла увеличение смертности из-за несвоевременного оказания медицинской помощи, сокращение населения за счет естественной убыли, превышение смертности над рождаемостью. По итогам 2020 года сокращение населения стало катастрофическим. Так только в городе Оренбург рост смертности в 2020 году составил 34% к предыдущему году, а по области избыточная смертность составила 20%.

В последние годы наши избиратели фактически повсеместно заявляют об отсутствии возможности получить быстрое обследование из-за огромных очередей к узким специалистам (запись за месяц и более), отсутствии плановой и внеплановой госпитализации, увеличении нагрузки на врачей и медицинский персонал, оттоке медицинских кадров из области, срыва программ «Земский доктор», «Земский фельдшер».

Сегодня предлагается поддержать создание межмуниципальных больниц на базе межмуниципальных центров, ликвидировать более девяти районных больниц под предлогом их объединения «под нормативы» и нагрузку узких специалистов (1 врач – на 20-40 тысяч населения). Причем, министр здравоохранения Т.Л. Савинова не информирует о том, почему она и правительство области не ставит вопрос перед Минздравом России о пересмотре количества штатных единиц врачей в сельских территориях с малочисленным населением.  Вместо этого предлагается развивать практику выездных (мобильных) форм обеспечения медицинской помощью: мобильных ФАПов, мобильных медицинских комплексов вместо наличия врачей и фельдшеров в сельских населенных пунктах. Губернатор Д.В. Паслер и министр здравоохранения Т.Л. Савинова видимо считают, что раз население сокращается из-за стагнации экономики региона вследствие провальной монетаристской политики правительства и Центробанка РФ, то необходимо сокращать медицинские организации и исполнить рекомендацию по оказанию «оптимизированной» медицинской помощи в населенных пунктах с численностью от 100 до 2000 человек в сельской местности путем выездных (мобильных) форм работы с населением.

В связи с этим, к примеру, жители сел Первомайского района вынуждены ездить в Бузулук, Курманаевку, чтобы попасть на прием к узким специалистам. Для этого им приходится тратить свои денежные средства, пользуясь услугами такси, так как межмуниципальный общественный транспорт отсутствует из-за нерентабельности поездок для перевозчиков. Как Правительство и муниципальные власти решают этот вопрос?

Ответ очевиден ­– вопрос не решается. 

Люди называют такую ситуацию «геноцидом». 28 октября в своем выступлении депутат Фролов применил этот термин к ситуации в здравоохранении, за что депутаты–единороссы лишили его слова на двух заседаниях Законодательного Собрания (26 ноября и 17 декабря). Однако об этом говорят люди в своих обращениях в адрес депутата, что ситуация с оказанием медицинской помощи подходит под определение понятия «геноцид».

За предыдущие провальные реформы в здравоохранении в Правительстве области, никто не ответил. И сколько погибло людей из-за несвоевременного оказания, в том числе скорой медицинской помощи населению, тоже неизвестно.

Все обращения В.И. Фролова в адрес министра здравоохранения с конкретными фактами неудовлетворительного оказания медицинской помощи рассматриваются формально. Поэтому депутату приходится направлять обращения по поводу неоказания медицинской помощи в адрес прокурора области.

В итоге депутат Фролов заявил о непринятии новой реформы оптимизации системы здравоохранения, внесенной Правительством РФ и министром здравоохранения М.А. Мурашко на период до 2025 года, и исполняемой сегодня Губернатором Оренбургской области Д.В. Паслером и министром здравоохранения Т.Л. Савиновой. Также он предложил начать «оптимизацию» расходов на здравоохранение с самого Министерства здравоохранения области, в котором создано 5 управлений, 24 отдела с численностью 148 человек, при этом в более крупных регионах ПФО с численностью населения 2-3 миллиона человек, количество штатных единиц в министерствах здравоохранения на 20-30% меньше, чем в Оренбургской области. По мнению В.И. Фролова,  Губернатор и Правительство области в полной мере несут всю персональную ответственность за увеличение смертности и провал государственной программ «Демография» и «Здравоохранение», но отвечать, как всегда, никто не будет…»

После выступления руководителей всех фракций, и обсуждения проекта постановления по данному вопросу, внесённого комитетом по здравоохранению Законодательного Собрания о поддержке информации министра здравоохранения Т.Л. Савиновой, руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» внёс предложения о включении его предложений в проект постановления Законодательного Собрания. Данные предложения В.И. Фролова были отклонены большинством депутатов фракции «Единая Россия».

 «1. Указать министерству здравоохранения на недопустимость реорганизации и ликвидации районных больниц в сельских территориях муниципальных районов.

2. Обратить внимание министра здравоохранения Оренбургской области Т. Л. Савиновой на ухудшение состояния первичной медико-санитарной помощи населению, на рост смертности вследствие несвоевременного оказания стационарной медицинской помощи населению.

3. Министерству здравоохранения области принять неотложные меры по улучшению кадрового вопроса по укомплектованности медицинскими работниками лечебных организаций в сельских территориях и службы скорой медицинской помощи.

4. Контроль за исполнением решения возложить на председателя Законодательного Собрания Оренбургской области».

 

При голосовании по проекту постановления об информации министра здравоохранения Т.Л. Савиновой о программе модернизации первичного звена здравоохранения области на период 2021-2024 годах, голоса депутатов распределились следующим образом: «За» -32 (все депутаты фракции «Единая Россия»), «Против» - 11 (депутатов фракции КПРФ, ЛДПР и «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»), воздержалось - 1. Не голосовали – 3.

 

Пресс-служба фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

 в Законодательном Собрании Оренбургской области

система комментирования CACKLE