5 ноября на заседании Законодательного собрания области рассматривался вопрос о проекте закона «Об областном бюджете на 2016 год». Фракция «Справедливая Россия» отклонила законопроект о бюджете и заявила свою позицию: за сохранение «оставшейся» социальной сферы на территории области.

Особый вопрос фракция заявила о сохранении сети бюджетных образовательных и лечебно-профилактических учреждений в 2016 году. Исходя из проекта областного бюджета на следующий год, следует, что система «оптимизации» бюджетных учреждений только расширяется и ведет к её «сжатию», сокращению и в конечном итоге – к ликвидации. Это целенаправленно происходит в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании населения и культуре.

Когда губернатор Ю.А. Берг и его министры говорят депутатам о том, что «областной бюджет остается социально-ориентированным и включает 67 процентов расходов на социальную сферу», то возникает вопрос: а может ли быть бюджет области или муниципального образования иным, не социально-ориентированным? Конечно, нет. В соответствии со статьей 21 Бюджетного кодекса РФ установлена классификация расходов бюджетов всех уровней: федерального, регионального и местного. Поэтому, он может быть только социально ориентированным.

Однако исполнять бюджет можно по-разному: сохраняя, развивая социальную сферу или сокращая, ликвидируя её в конкретном субъекте Российской Федерации. Вот уже более пяти лет на территории Оренбургской области (с приходом губернатора Ю.А. Берга) резко активизировалась деятельность второго направления: сокращать и ликвидировать. И это касается, в первую очередь, системы образования. Обратимся к сравнительным примерам системы общего образования в области. Так, из ответов должностных лиц министерства образования области следует, что на 1 сентября 2014 года в области имелось 928 общеобразовательных школ, из них: 40 начальных, 269 основных, 619 средних. Из которых: 79,6 процентов (739 школ) составляли сельские школы, а 20,4 процента (189 школ) – городские. По сравнению с 2013/2014 учебным годом, количество школ сократилось на 16, в том числе было закрыто 12 школ (8 НОШ, 4 ООШ). Реорганизованы в филиалы 6 основных общеобразовательных школ (ООШ). Снижены в статусе – 12 средних и 1 основная школа. Отрыты 2 новые школы: одна основная – в городе Бугуруслане и одна средняя – в городе Оренбурге. На 1 сентября 2014/2015 учебного года 355 школ являлись малокомплектными, из которых: 14 начальных школ с наполняемостью менее 10 человек, 145 основных школ с наполняемостью менее 40 человек, 196 средних школ с наполняемостью менее 100 человек.

Теперь обратимся к 1 сентября 2015 года, когда область вступила в новый 2015/2016 учебный год. Так, на 1 сентября (День Знаний) к образовательной деятельности приступило только 885 общеобразовательных школ, из них 35 начальных, 251 – основная, 599 – средних. Из которых: 79 процентов (699 школ) составляют сельские школы, а 21 процент (186 школ) – городские. Это значит, что на начало нового учебного года количество школ сократилось на 43, в том числе: было закрыто 22 школы (6 НОШ, 16 ООШ), реорганизованы в филиалы 21 ООШ, поменяли статус 20 средних и 1 основная школа. На начало учебного года функционирует уже 305 малокомплектных школ, из которых: 8 начальных с наполняемостью менее 10 человек, 123 основные школы с наполняемостью менее 40 человек и 174 средних школы с наполняемостью менее 100 человек.

 Основными причинами их сокращения министерство образования области считает: отсутствие или малочисленность учащихся и кадровый вопрос. Исходя из позиции министра образования В.А. Лабузова, в сельских школах, как и в городских, должны соблюдаться требования подушевого финансирования учащихся, которого должно хватать на формирование фонда опыты труда сельских педагогов в зависимости от ступеней общего образования: 1 ступень (1 – 4 классы), 2 ступень (5-9 классы), 3 ступень (10-11 классы).

 Возникает вопрос к нынешнему министру образования области В.А. Лабузову: а разве не он вместе с Правительством области ввел с 2014 года новую методику формирования областного бюджета в сфере образования, когда были установлены нормативы подушевого финансирования в зависимости от обучения учащегося по годам его учебы в сельских населенных пунктах без привязки их к численности населения села (поселка)? Ведь установленный норматив в сельских населенных пунктах для первой ступени общего образования (1-4 классы) в размере 41 128 рублей, для второй ступени (5- 9 классы) в размере 63 749 рублей, для третьей ступени (10-11 классы) среднего уровня образования в размере 74 853 рублей на ученика в год, не может позволить сохранить начальные и основные школы в малочисленных сельских населенных пунктах, даже тех, где численность учащихся составляет более 20 человек в школе. Недавно, находясь в Тоцком районе депутату В.И. Фролову довелось посетить удаленные села Богдановка и Суворовский. В селе Богдановка учится 57 школьников, работает 18 сельских педагогов. Несложно посчитать, что в этой школе «собирается» на учебный процесс 3 млн. 363 тысячи рублей. Из них, на заработную плату сельских педагогов требуется (по Указу Президента РФ №600 от 7.05.2012 года) сумма в размере 5 млн. 184 тысяч рублей или средняя по экономике области. Что в этом случае делает директор школы? Конечно, выплачивает педагогам заработную плату в размере 14-18 тысяч рублей. А разве министр образования В.А. Лабузов не знает положение статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», в которой сказано, что «для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся». Однако вот уже три года министр образования В.А. Лабузов вместе с губернатором Ю.А. Бергом бойкотируют требования части 4 статьи 99 данного Федерального закона, что ведет нашу систему общего образования к сокращению и планомерной ликвидации школ, особенно в сельской местности. По-видимому, это делается осознанно и целенаправленно, так как все попытки депутатов фракции «Справедливая Россия» остановить «вымирание» школ в нашей области, встречают сопротивление: ни одна законодательная инициатива нашей фракции в течение 3-х последних лет не была поддержана Правительством и фракцией «Единая Россия» в Законодательном собрании области. Если посмотреть на «уничтожение» сельских школ с моральной точки зрения, то напрашивается вопрос: губернатор Ю.А. Берг имел профессию педагога и преподавал географию в орских школах. Так, почему же он не желает понять простых истин для сохранения на селе школ, ведь не нами сказано: «нет школы – нет села»». И если он этого не понимает, то тогда, видимо, нынешняя политика В.А. Лабузова и Ю.А. Берга направлена на ликвидацию всеобщего полного образования в области. Это отчетливо видно из того, что при губернаторе Ю.А. Берге за истекшие пять лет его деятельности уже ликвидировано 303 школы.

Так, сколько же останется школ в Оренбуржье за пять следующих лет? Может 500, 300 или 100? Это и есть антисоциальная политика «партии власти» на территории нашей области.

И еще, проезжая село Преображенка Тоцкого района депутат В.И. Фролов встретился с сельским педагогом, который рассказал о закрытии в 2015 году основной школы, в которой учились 27 детей и работали 11 педагогов. Глава Тоцкого района А.П. Богатов в текущем году пошел на закрытие ряда сельских школ из-за отсутствия возможности их финансирования по тем размерам субвенций, которые перераспределяются на образовательные учреждения района из областного бюджета. Однако никаких писем в министерство образования и Законодательное собрание области о дефиците средств на содержание школ им так и не было направлено. Видимо, закрыть школу ему удобнее, чем идти к губернатору и министру образования с требованиями о дополнительном финансировании малокомплектных сельских школ для их сохранения и дальнейшей работы. А как же тогда быть родителям и ученикам села Преображенка? Теперь дети ежедневно ездят в школу села Богдановка за 15 км по грунтовой дороге, в дождь и в слякоть, в снег и в мороз! И таким же образом 515 школьных автобусов ежедневно перевозят более 16 тысяч учеников. Как бы хотелось, ради примера, посадить в этот автобус губернатора с министром образования области и повозить их каждый день в течение недели в таком автобусе за 10-15 км утром и вечером, собирая всех учащихся разных возрастов и разных классов из села Преображенка Тоцкого района. Быть может, данный пример возымел бы большее действие, чем все доводы и убеждения депутатов Законодательного собрания области…

 

Пресс-служба фракции

«Справедливая Россия»

в Законодательном собрании

Оренбургской области

система комментирования CACKLE