РЕШЕНИЕ

заседания «круглого стола» на тему

«Об охране здоровья граждан, проживающих в сельских территориях Оренбургской области»

 

 

 

В течение 2010–2012 годов на территории Оренбургской области проводились преобразования в структуре и экономике здравоохранения в соответствии с приоритетным Национальным проектом «Здоровье», региональными программами модернизации, а также рядом законодательных актов (Федеральных законов от 21 ноября 2011 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2010–2012 годы, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  от 15 мая 2012 года № 543 н «Об утверждении положения об оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»).

Основной задачей преобразований является создание многоуровневой системы оказания медицинской помощи, позволяющей обеспечить равную доступность качественной медицинской помощи гражданам вне зависимости от места проживания. Министерство здравоохранения Оренбургской области определило приоритетным в медицинском обслуживании населения амбулаторный этап медицинской помощи, как самой приближенной, но использующейся не в полном объеме, с приоритетным профилактическим направлением.

Министерство здравоохранения области считает, что цель проводимых преобразований в здравоохранении – не в закрытии участковых больниц, а в осуществлении их перевода во врачебные амбулатории. Такие преобразования, по мнению министерства Оренбургской области, полностью соответствует приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 1706 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Участковые больницы должны стать врачебными амбулаториями, которыми они, по сути, сегодня и являются. Врачебные амбулатории являются структурными подразделениями центральных районных больниц, имеют право на существование, как и фельдшерско-акушерские пункты.

Министерство здравоохранения области планирует осуществлять данный процесс поэтапно, в зависимости от возможности муниципалитета и лечебного учреждения транспортировать пациентов из прикрепленных сел в дневной стационар, либо осуществлять выездное обслуживание пациентов в отдаленных населенных пунктах.

Наша область имеет большую протяженность с запада ни восток (более 800 км.), с юга на север (более 300 км.) и низкую плотность преимущественно сельского (42%) населения. Это в последнее время стало влиять на качественное и своевременное предоставление медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности. К началу реализации региональной программы модернизации – в 2010 году в области функционировали 1 035 фельдшерско-акушерских пунктов, 82 участковые больницы, 93 врачебные амбулатории. К концу 2012 года (по оперативным данным) в области функционирует 1 012 фельдшерско-акушерских пунктов, а деятельность 23 фельдшерско-акушерских пунктов приостановлена. Зато, – сокращение суточных стационаров в участковых больницах, а по существу их закрытие в 2011 – 2012 годах, приняло массовый характер в сельских территориях области: Александровском, Адамовском, Кувандыкском, Первомайском, Илекском и других районах.

Министерство здравоохранения области считает, что увеличение доли амбулаторной помощи в общем объеме гарантированной государством бесплатной медицинской помощи невозможно без реструктуризации круглосуточных коек, а по существу – их сокращения.

По мнению министерства здравоохранения области перевод муниципальных лечебных учреждений в государственные позволит оптимизировать стационарные койки, исключив дублирование и сократив излишние койки по отдельным профилям. Это и  будет способствовать развитию перспективных направлений медицинской деятельности для каждого конкретного лечебного учреждения. Стационарная медицинская помощь при этом станет высокотехнологической и будет соответствовать стандартам и лицензированным медицинским услугам.

За 2011-2012 годы в лечебных учреждениях области сокращено 1 016 круглосуточных койко-мест, а в 2013 году запланировано сокращение 1 300 круглосуточных койко-мест в стационарных лечебных профилактических учреждениях области.

В результате чего, права  каждого гражданина, гарантированные частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, независимо от его места проживания, на охрану здоровья, получение качественной, как амбулаторной, так и стационарной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (фельдшерско-акушерских пунктах, участковых, центральных районных, городских больницах, областных клиниках и федеральных центрах), столкнулись с мероприятиями министерства здравоохранения области, связанными с сокращением в 2010–2012 годах доли расходов на стационарную медицинскую помощь в круглосуточных стационарах лечебных учреждений области более чем на 20 процентов, закрытием ряда круглосуточных стационаров в участковых больницах, фельдшерско-акушерских пунктаов в малочисленных населенных пунктах, сокращением станций и отделений скорой медицинской помощи и массового перевода врачебных бригад стаций медицинской помощи в фельдшерские бригады стаций медицинской помощи.

Это привело: к резкому ухудшению получения качественной, как скорой, так и амбулаторной и стационарной медицинской помощи, что непременно сказалось на охране здоровья граждан, проживающих в сельских территориях области. Уже имеется достаточное число смертных случаев граждан, которым не была оказана своевременная качественная медицинская помощь.

Фактически утрачивается первичная медико-санитарная помощь в муниципальных образованиях области.

Все вышеперечисленное происходит на фоне безрезультатного и (или) неэффективного расходования министерством здравоохранения области бюджетных средств, выделяемых в этот период времени на здравоохранение. Имеются случаи, когда должностные министерства здравоохранения области совмещают государственную гражданскую службу по развитию материально-технической базы и государственных заказов управления развития системы здравоохранения области, с обязанностями учредителя коммерческих организаций, основанная деятельность которых связана с медицинской деятельностью на территории области.

 

 

Цель проведения «круглого стола» Законодательного Собрания области обсудить факторы и причины резкого ухудшения в период с 2010 по 2012 года получения гражданами качественной и своевременной медицинской помощи, что непременно сказалось на охране здоровья граждан, проживающих в сельских территориях области, в связи с реализацией этих последних мероприятий министерства здравоохранения Оренбургской области и фактами безрезультатного и неэффективного расходования бюджетных средств должностными лицами данного министерства.

 

Участники заседания «круглого стола» Законодательного Собрания области рекомендуют:

 

 

          1. Законодательному Собранию совместно с Правительством Оренбургской области:

1. Внести изменения в областной бюджет на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов и направить в здравоохранение недостающие средства в размере 1,7 млрд. рублей за счет сокращения расходов по другим разделам (подразделам) бюджета.

2. Увеличить оплату труда медицинских работников с 1 июня 2013 года не менее чем на 30 процентов (размер должностных окладов, а не размер фонда оплаты труда), что позволит закрепить на рабочих местах врачей и средний медицинский персонал лечебных учреждений.

3. Пересмотреть сложившуюся систему работы скорой медицинской помощи в центральных районных больницах, обеспечив 100-процентную своевременность доезда бригад скорой помощи по вызову (в течение 20 минут) в сельских территориях области. С этой целью разместить при дневных амбулаторных отделениях врачебные бригады станций медицинской помощи с транспортом. 

4. Остановить начатое министерством здравоохранения области ничем неоправданное массовое сокращение койко-мест (в 2013 голу запланировано сократить 1 300 коек), закрытие ряда круглосуточных стационаров в лечебных учреждениях ведущих областных и городских клинических больниц, а также в центральных районных и участковых сельских больницах.

5. Исключить   случаи   сокрытия   главными   врачами   лечебно-профилактических учреждений и должностными лицами министерства здравоохранения области, достоверных причин смерти граждан и несовершеннолетних детей.

6. Выделить необходимые денежные средства из областного бюджета в муниципальные районы в виде дотаций на покрытие расходов перевозчикам по доставке граждан и несовершеннолетних детей в центральные районные и областные клинические больницы из малочисленных сел не имеющих участковых больниц.

 

 

2. Прокуратуре Оренбургской области рекомендовать: 

1. Повести проверку факта невыполнения министерством здравоохранения области в полном объеме мероприятий, запланированных подпрограммой «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области» на 2011-2012 годы, на которую фактически в этот период было израсходовано (с учетом средств, перечисленных министерством здравоохранения области в муниципальные образования) 61,7%  от запланированных 314 948,4 тыс. рублей, выявленного в результате контрольных мероприятий Счетной палаты Оренбургской области, утвержденных 22 января 2013 года на заседании Коллегии Счетной палаты области, а также установить имелся ли в связи с этим факт экономии денежных средств бюджета, за которую начислялась и выплачивалась премия должностным лицам министерства здравоохранения и Правительства области.

2. Провести проверку факта безрезультатного расходования министерством здравоохранения области бюджетных средств, предусмотренных на закупку оборудования в общей сумме 15 982,53 тыс. рублей, по состоянию на 1 декабря 2012 года, в рамках реализации подпрограммы «Внедрение современных информационных систем в здравоохранении» областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011 – 2012 годы», выявленных в результате контрольных мероприятий Счетной палаты Оренбургской области, утвержденных 22 января 2013 года на заседании Коллегии Счетной палаты области.

3. Провести проверку сведений бездействия министерства здравоохранения области, связанное, с безрезультатным расходованием бюджетных средств на закупку оборудования на общую сумму 15 982,53 тысяч рублей, по состоянию на 1 декабря 2012 года, из которых 9 502,25 тысяч рублей потрачено на поставку для медучреждений оборудование (компьютеры, принтеры, коммутационные блоки и т.п.), которые не эксплуатируются до настоящего времени и находящихся на складах, а также 6 480,28 тысяч рублей потраченных на поставку медицинского оборудования, которое фактически не используется, изложенных в докладе Счетной Палаты области, который был представлен на заседании Палаты 22 января 2013 года.

4. Провести проверку целевого расходования бюджетных средств, направленных в 2011 году муниципальному образованию «Оренбургский район» на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных автомобильно-пассажирских перевозок, изложенных в докладе Счетной Палаты области, который был представлен на заседании Палаты 22 января 2013 года и организации доставки граждан в центральную районную больницу из малочисленных сел района.

5. Обратить внимание на систематические грубые нарушения в организации санитарно-эпидемиологического состояния в областном противотуберкулезном диспансере со стороны главного врача лечебного учреждения Петрищева А.В., фальсификации причины смерти 6 июня 2012 года гражданина Биламетдинова Р.И., 1979 года рождения при проведении хирургической операции в лечебном учреждении, имеющихся фактов смерти строителей -гостарбайтеров выполнивших строительные работы в ноябре - декабре 2011 года и зараженных туберкулезом, выявленные 12 февраля 2013 года факты проживания строителей - гостарбайтеров в подвальном помещении лечебного учреждения, определить ответственность должностным лицпм в смерти грудных детей возраста 6,5 и 8,5 месяцев от заражения туберкулезом и позднего его выявления (Проценко Руслан Иванович, 7 сентября 2011 года рождения и Симонов Кирилл Андреевич, 5 октября 2012 года рождения).

 

 

3. Министерству здравоохранения области рекомендовать:

1. Принять надлежащие меры по организации первичного медико-санитарного медицинского обеспечения населения сельских территорий области, независимо от расположения населенных пунктов от центральных районных больниц.

2. Запретить практику введения главными врачами лечебных учреждений в штатные расписания должностей медицинских работников с сокращением полных ставок (менее 1,0), которые осуществляются ими в целях экономии расходования денежных средств и создают условия для прекращения трудовых отношений с медицинскими работниками на селе.

3. Остановить реорганизацию отделений в государственном бюджетном учреждении «Оренбургская областная клиническая больница», их сокращение в связи с созданием на их базе «Регионального сосудистого центра» в рамках реализации программы организации медицинской помощи гражданам с сосудистыми заболеваниями.

4. Предоставить бюджетное финансирование стационарной медицинской помощи в Оренбургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза имени академика С.Н. Федорова» клинического уровня для населения области. 

 

 

Решение принято за основу  21 февраля 2013 года единогласно участниками заседания «круглого стола» в количестве 24 человек.

система комментирования CACKLE