Владимир Фролов: "Разрушать - не строить"

Статья о системе здравоохранения Оренбургской области


15 января 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном обращении к Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации указал на необходимость улучшения первичной медико-санитарной помощи населения, исправление удручающей ситуации в первичном звене системы здравоохранения, на его нижнем, муниципальном уровне. Как известно, в результате непродуманной оптимизации системы регионального здравоохранения Оренбургской области, проведённой в 2013-2018 годах Минздравом России и его министром В.И. Скворцовой, Правительством страны в лице Вице-премьера по социальной политике Т.А. Голиковой, Правительством и Губернатором Оренбургской области Ю.А. Бергом и его министром здравоохранения Т.Н. Семивеличенко, вся областная система здравоохранения была реорганизована в государственную, с ликвидацией всей муниципальной системы здравоохранения.

Причём, вся бывшая реформа, затеянная в 2013-2018 годах в соответствии с Постановлением Правительства области от 30.04.2013 года № 347-п и бывшим Губернатором Ю.А. Бергом, привела к полному развалу первичной медико-санитарной помощи населения области, особенно на сельских территориях.

Так, из 78 участковых больниц, осталось – 9 и то с пятью – десятью койками для больных дневного стационара. Из 1035 сельских ФАПов было ликвидировано 104, где численность жителей в сёлах не превышала 300 человек. За пять лет в лечебных учреждениях было сокращено более 7 тысяч койко-мест (осталось - 11,5 тысяч при населении области 1 млн. 963 тысячи человек на 01.01.2019 года). При этом, обеспеченность врачами на 10 тысяч населения чиновники Минздрава приняли решение – сокращать (с 46,13 – 41,0). Уже тогда, в 2013 году, дефицит врачей составлял 1527 докторов при требуемых 8679 человек.

Навязанная области политика «оптимизации» системы здравоохранения в 2013-2018 годы привела к росту смертности населения, особенно, в сельской местности (14,0 на 1 тысячу человек) при общероссийском показателе – 12, 7. В результате, область по итогам 2018 года заняла третье место в Приволжском Федеральном округе по убыли (депопуляции) численности населения (-14,86 тысяч человек).

В связи с ликвидацией участковых больниц, сельских ФАПов и реорганизацией районных больниц в сельской местности, массового сокращения лечебных отделений (кардиологических, инфекционных, родильных, неврологических и т.п.), начался массовый отток населения из малых и средних сёл и их внутренняя миграция в районные центры и города. По данным аналитического доклада Учёного секретаря РАН, академика РАН Н.К. Долгушкина, сокращение сельского населения за 6 лет составило 100 тысяч человек (!).

Из 35 центральных районных больниц было выделено 14 межмуниципальных медицинских центров, где было сохранено большинство лечебных отделений и укомплектованность медицинским оборудованием, медицинскими работниками. Остальные 21 районная больница были подвержены оптимизации и в них были ликвидированы многие лечебные отделения (остались терапевтические и хирургические койки).

Вся эта реформа делалась чиновниками Минздрава области во главе с министром Т.Н. Семивеличенко, прекрасно осознававшими, что при огромной территории области в 124 тыс. кв. км, сельское население составляло тогда 43 процента от общего населения области.

Реформа «оптимизации» коснулась и городских больниц, всей амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской службы. Попытки депутатов области от оппозиционных фракций, учёных и заслуженных врачей, организаторов здравоохранения, таких как Н.Н. Долгушин, В.Л. Сазыкин игнорировались, а против доктора медицинских наук, профессора и главного врача областного противотуберкулёзного диспансера В.Л. Сазыкина началась открытая «травля» со стороны чиновников Минздрава, с целью угодить Губернатору Ю.А. Бергу. Причина одна – нежелание В.Л. Сазыкина смириться с уничтожением того, что он создавал 28 лет, будучи руководителем областной противотуберкулёзной службы. Сердце врача, прекрасного и талантливого руководителя не выдержало гонений в феврале 2015 года. В нынешнем году ушёл из жизни и Н.Н. Долгушин, последний руководитель областного управления здравоохранения советского периода, трудами которого пользуются нынешние чиновники от здравоохранения.

С начала 2019 года, после ухода в отставку Губернатора области Ю.А. Берга и прихода исполняющим на должность Губернатора области Д.В. Паслера, руководителя ПАО «ТПлюс» из олигархической структуры кампаний В.Ф. Вексельберга, была заменена и министр здравоохранения области, призванная им из Екатеринбурга, чиновник горздравотдела Т.Л. Савинова, не имевшая опыта практической работы ни на одной должности главного врача или хотя бы заведующей лечебным отделением, но работавшая в одном городе с новым Губернатором.

И надо сказать, что в течение года её работы на столь высокой должности организатора областного здравоохранения, она никак не проявила себя, с моей точки зрения, ни в медицинском сообществе, ни среди депутатов Законодательного Собрания области, и как оказалось позднее, совсем не была готова к развёртыванию работы вместе с формированным ею новым составом министерства в условиях наступления заболевания коронавируса.

К слову сказать, только после моего депутатского обращения к ней о совместном посещении Covid-Центра, она впервые 8 декабря прошлого года посетила один из них, расположенный на территории ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница № 2». До этого посещения она чуть ли не ежедневно проводила ВКС с главными врачами «на удалёнке».

В течение всего прошлого года Т.Л. Савинова всячески уклонялась от планового отчёта перед депутатами Законодательного Собрания о деятельности Минздрава о ситуации с первичной медико-санитарной помощью на территории области. В этом ей всячески помогали депутаты Комитета по здравоохранению, председатель Т.О. Шукурова, заместитель руководителя фракции «Единая Россия».

Видимо, перед началом новой реформы «оптимизации» системы здравоохранения в сентябре прошлого года, Т.Л. Савинова, всё же решилась хотя бы собрать руководителей четырёх фракций «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», где мы услышали о её планах на новое реформирование городских и районных больниц, службы скорой медицинской помощи, областной стоматологической службы.

В течение более часа, мы слушали и недоумевали – зачем сокращать и объединять районные и городские больницы в условиях пандемии коронавируса, расстраивать систему скорой медицинской помощи, которая и так не могла обеспечить своевременное прибытие бригад по вызовам больных из-за их отсутствия и загруженности, дефицита врачей даже в областном центре – городе Оренбурге. Эти и другие вопросы были сразу подняты мною в беседе с Т.Л. Савиновой. По её предложению на следующий день, мною было направлено депутатское обращение на пяти страницах с анализом её предложений по восьми направлениям реформ. В ответ, почти через месяц, получил «отписку» из четырёх предложений. И она считает, что фракции областного парламента «поддержали» её новую реформу «оптимизации». Видимо, она так хотела бы от депутатов области всех фракций. При этом, она не заявила нам, что «оптимизация» районных больниц нужна, в связи с их «нерентабельностью», как сказала её коллега из Забайкалья, министр А.М. Шангина.

Прошло три месяца после этой встречи, и министр Савинова начала «ускоренно» объединять сельские районные больницы и укрупнять городские больницы. Так, из 25 больниц, ею предлагается оставить – 11, в том числе, в городе Оренбурге – три вместо нынешних шести. В сельской территории началось ускоренное объединение районных больниц на базе межрайонных больниц (межмуниципальных центров). Такое объединение уже затронуло 9 районных и 13 городских больниц, всю систему скорой медицинской помощи, стоматологическую службу. И это только, – на первом этапе в нынешнем году! А дальше, видимо, объединяться будут все сельские районные больницы, а затем – они фактически станут даже не участковыми, а лишь врачебными амбулаториями.

Из пояснений министра здравоохранения мы, депутаты, услышали только, что необходимость новой реформы «оптимизации» или реформирования заключается в ликвидации ряда управленческих структур больниц и поликлиник, кадровом дефиците врачей в первичном звене и «узких» специалистов, срыва федеральной программы «Земский доктор», наличии кредиторской задолженности «маломощных» больниц, особенно в районах и грамотном управления кадрами.

Оппонируя министру Савиновой мной приводились данные нынешней численности чиновников Министерства здравоохранения области и численности работников Главного управления здравоохранения области в 1989 году, когда им руководил Н.Н. Долгушин. Тогда, в советской системе здравоохранения в Главном управлении имелось 29, 5 ставок работников, которые руководили 313 лечебными учреждениями по всей области. Нынешнее Министерство здравоохранения, имеет в структуре пять управлений и численность около 150 чиновников, которые руководят 103 учреждениями здравоохранения. Так почему же, новый министр Савинова не начинает «оптимизацию» управленческих кадров в самом министерстве, а сокращает районные и городские больницы? Ответа на этот вопрос она дать так и не может.

Слушая Т.Л. Савинову, так и хотелось сказать ей, что она «не с того начинает» и ей надо бы встретиться с опытными врачами – организаторами здравоохранения, обсудить с ними предложенную ею реформу. Например, с таким известным в области врачом-хирургом, бывшим заместителем главного врача областной клинической больницы П.Н. Кабановым, который проводил операции врачом-хирургом, а затем главным хирургом области – в течение 56 лет! Сегодня, наши «корифеи» практики «в один голос» говорят о негативных последствиях новых реформ, затеянных опять в Минздраве России новым министром М.А. Мурашко и под патронажем Вице-премьера Правительства Т.А. Голиковой, которая вместе с бывшим министром В. Скворцовой и привела региональные системы здравоохранения – к разбалансированию и развалу.

В данной статье очень сложно проанализировать все негативные последствия нового этапа, а фактически, продолжения всё тех же антисоциальных реформ в самой важной сфере для жизни и здоровья людей, в здравоохранении. Когда- то известный доктор, учёный и руководитель НИИ детской хирургии Л.М. Рошаль заявил на встрече с Президентом В.В. Путиным в ходе предыдущей реформы «оптимизации», что она превращает «здравоохранение в здравозахоронение». И это очень актуально и сегодня.

Ведь, высокая смертность населения в Оренбургской области из года в год, не снижается, а растёт. При этом, снизилась и рождаемость на 5 процентов по итогам 10 месяцев прошлого года. Исходя из объяснений министра Т.Л. Савиновой следует, что сегодня необходимость новой реформы связано с тем, что молодые врачи не едут в село, в районные больницы, а фельдшера – не хотят ехать работать в сельские ФАПы, больницы. Действительно, в прошлом году по данным Минздрава России, Оренбуржье заняло 1- е место в рейтинге субъектов по оттоку среднего медицинского персонала из регионов. Так, по сравнению с 2019 годом в нашей области медработников стало меньше на 753 человека. Но для решения этого острого вопроса, депутаты фракций КПРФ, ЛДПР, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», постоянно, из года в год, предлагали Правительству Ю.А. Берга, а теперь и Правительству Д.В. Паслера, решать вопросы подготовки и укомплектованности медицинскими кадрами разными путями: увеличенными окладами в сельских территориях на 50 %, выплатой подъёмных, строительства жилья для молодых врачей и фельдшеров, компенсацией расходов по найму жилья и услуг ЖКХ, другими предложениями. Но все наши предложения и законопроекты отклонялись Правительствами Берга и Паслера, депутатами фракции «Единая Россия». А теперь, вся эта новая оптимизация делается с целью отчётности перед Минздравом России, не взирая на будущие последствия этих новых реформ. Их затем назовут в народе «паслеровскими», как сегодня называют предыдущие реформы «берговскими».

Считал и считаю, что отрывать службу скорой медицинской помощи от районных больниц в сельской местности – недопустимо. Это только ухудшит доступность и своевременность оказания медицинской помощи. 28 октября, в своём выступлении на заседании областного парламента при осуждении вопроса об отчёте министра Т.Л. Савиновой перед депутатами, мною было применено выражение «геноцид» людей в сфере здравоохранения. И это так. Ведь в 2020 году убыль (депопуляция) населения составила уже почти 30 тысяч человек (!). И смертность от коронавируса занимает лишь один процент или 380 человек.

Считал и считаю демографическую ситуацию в нашей области –катастрофической. После моего выступления уже на следующем заседании парламента депутаты фракции «Единая Россия» проголосовали «За» лишение меня слова на двух заседаниях Законодательного Собрания области в ноябре и декабре, чтобы не позволить мне выступать с критикой Правительства Д.В. Паслера и новой реформы «оптимизации» здравоохранения. Причём, лишили меня слова по политическим мотивам, с нарушением Регламента и действующих законов.

Расцениваю это решение власти, как месть лично мне за мою позицию в защиту здоровья и жизни граждан, против новых экспериментов над жителями области. Конечно, жду заседания Ленинского суда, чтобы был рассмотрен поданный мною административный иск к Законодательному Собранию области по отмене незаконного решения власти чиновников и их депутатов-единороссов.

Из всего происходящего сегодня в нашей области, так и хочется напомнить людям «крылатые слова» И. Ильфа и Е. Петрова «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Именно так видит сегодня путинская власть отношение к организации системы здравоохранения в регионах России. Это же, фактически, подтвердил сам президент В.В. Путин в своём новогоднем поздравлении 31 декабря, сказав: «нужно самим рассчитывать на себя…». Этими словами нам всем дали понять, что никакой помощи от нынешнего государства олигархии и чиновничества нам ждать не приходится.

Поэтому, будущее детей и внуков зависит сегодня от их родителей, старшего поколения, которое помнит советскую медицину, её состояние и уровень медицинской помощи для людей. Именно её остатки «добиваются» сегодня в нашей Оренбургской области временщиками-министрами, их чиновниками при единодушном и молчаливом одобрении их депутатами Законодательного Собрания области фракции «Единая Россия».

А выход из этого – есть. Он будет у каждого гражданина России 21 сентября 2021 года в день выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва. Только от самих граждан зависит сегодня их судьба и будущее их детей.

система комментирования CACKLE